Русская Православная Церковь

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

г. Москва, ул. Рябиновая, д. 18

Главная  |  Молодежная группа  |  Встреча молодёжной группы 5.10.2014
  • 10.10.2014

    Встреча молодёжной группы 5.10.2014

    В прошедшее воскресенье мы продолжили изучать Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Докладчиком на сей раз выступила Маша Корсакова, рассказавшая о взаимоотношениях Церкви и семьи.

    В следующий раз мы постараемся успеть обсудить вопросы отношения Церкви к труду, а также провести небольшой тим-билдинг (проще говоря, поиграть в Alias). Встреча, как обычно, начнётся после поздней Литургии, примерно в 11.30, в нашем маленьком уютном подвале. Ждём всех!

     

    Сказанное же на встрече можно кратко свести к следующим положениям:

    1) Церковь смотрит на различие между полами как на Божий дар людям. Мужчина и женщина, несмотря на все свои различия, в равной степени являются носителями образа Божия и созданы для целостного единения в любви. Благословляемый Господом супружеский союз двух свободных в своём выборе людей является выражением такого единства и средством к продолжению и приумножению человеческого рода. Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно, но, напротив, всегда осуждала такое отношение.

    2) Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь также признает действительность брака, заключенного в гражданском (светском) порядке. При этом она не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются с нарушением канонических предписаний (например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных степенях кровного или духовного родства).

    В России бракосочетание по церковному чину (т.е., церковное венчание) лишено юридической силы. По общему правилу, Церковь венчает лишь уже зарегистрированные в государственных органах бркаи.

    3) Церковь призывает верующих вступать в брак только с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Однако Церковь уважает также и такой брак, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14).

    Вместе с тем, Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, но признет таковые в качестве законных и не считает таких супругов находящимися в блудном сожительстве. Венчание браков православных христиан с инославными возможно при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

    4) Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех. Однако, сознавая катастрофичность развода, Церковь допускает его в ряде случаев.

    Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. Сегодня признаются и другие причины для расторжения брака: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей и др.

    5) Церковь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода второй брак разрешается супругу, не виновному в разводе. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается.

    6) Отношения мужчины и женщины в семье Церковь уподобляет отношениям Христа и Его Церкви. Домашнюю Церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых является одной из важнейших целей брака.

    7) В дохристианском мире бытовало представление о женщине как о существе низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь осуждает такие взгляды, в полной мере оценивая и раскрывая достоинство и призвание женщины и давая им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы.

    Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери.

    8) Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности («цело-мудрие»), которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью.

    Средства массовой информации и произведения т.н. массовой культуры нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные половые извращения, другие греховные страсти, что, безусловно, осуждается Церковью наравне с проституцией, порнографией и проповедью «свободной любви».

    Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать существующих программ «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а также различные половые извращения.