Русская Православная Церковь

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

г. Москва, ул. Рябиновая, д. 18

Главная  |  Жизнь прихода  |  Беседы для взрослых  |  Подготовительные недели к Великому Посту.
  • 20.02.2016

    Подготовительные недели к Великому Посту.

    24180.970Церковь как любящая мать, не хочет нас оставить не подготовленными к тяжёлому испытанию. Поэтому, желая нас укрепить установила четыре подготовительных недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о страшном суде (мясопустная), воспоминание Адамова изгнания (прощеное воскресенье, или сыропустная).  На протяжении этих недель в храме мы слышим определённые евангельские чтения, начиная с первой недели в храме поётся особое песнопение «Покаяния отверзи ми, Жизнодавче», в богослужение вводится Постная Триодь, тексты которой отличаются   своей строгостью и призывают нас к очищению от грехов.

    Такая подготовка к великому посту имеет свои корни ещё в древности. Такие великие учители Церкви, как свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский оставили нам поучения, беседы и слова, произносимые в эти особые дни. Феодор и Иосий Студиты в VIII – IX вв. составили службы на подготовительные недели, а Георгий Никомидийский написал канон Недели мытаря и фарисея.

    Первая подготовительная неделя – о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).  Богослужения этой недели не особо отличаются от других. В этот день на литургии читается притча о мытаре, который принёс истинное покаяние перед Богом и получил прощение, и фарисее, принесшем не плач и сокрушение в своих грехах, а свои мнимые добродетели. Именно смирение – вот то единственное, что может нас духовно возвысить. Церковь этой притчей напоминает нам, что как бы строго мы не переносили пост, если человек это делает не смирившись, то такой пост превратится в обычную диету и никакой духовной пользы никому не принесёт. Для того, чтобы отвратить человека от такого фарисейского поста, отменяется пост в среду и пятницу, а седмица ещё называется сплошной.

    Накануне вечером в храме поются особые покаянные стихиры из Постной Триоди: «Покаяния отверзи ми, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В основе первой лежит притча о мытаре и фарисее, она изображает пример покаянного чувства. Вторая, «На спасения стези» напоминает притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32), напоминая нам, что как бы человек не погряз в тине греха, Господь примет нас, как любящий отец простит нам наши грехи, и ждёт от нас только искреннего сокрушения в них. В последней — «На спасения стези» описывается состояние грешника, который полностью потерял благодать Божию и ждёт судного дня. Заканчивается песнопение светлой надеждой на милость Божию к нам, грешным и Давидской песнью: «помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Начиная со второй подготовительной недели, после полиелея на утрени, поются слова 136 псалма «На реках Вавилонских», которые напоминают нам, что все мы подобно евреям в плену Вавилонском, находимся в плену греха.

    После сплошной седмицы наступает неделя о блудном сыне. Ещё одной евангельской притчей Церковь учит нас милосердию и долготерпению Божию к нам. В притче повествуется о некоем человеке, сын которого взял у отца своё наследство и ушёл в «страну далече». Расточив все деньги, он пал в отчаяние и дошел до того, что начал питаться вместе со свиньями, но осознав своё падение, возвращается к своему любящему отцу, который с радостью принимает его и устраивает пир в честь возвращения сына. Подобно блудному сыну, мы ежедневно падаем в грязь греха и не можем никак обратиться к своему Небесному Отцу. Но Великий Пост может стать для нас тем радостным возвращением из «страны далече», Церковь будто говорит нам, что вот настало то время, когда пора возвратиться, и пост лучше всего поможет нам возвысится из греховной нечистоты. Седмица после недели о блудном сыне уже восстанавливает пост в среду и пятницу и подготавливает к следующей ступени подготовки.

    Третья подготовительная неделя к Великому Посту – о страшном суде (мясопустная). В этот день Господь напоминает нам через евангельское чтение о делах милосердия, которые мы должны делать по примеру Христа, если хотим быть теми овцами, стоящими по правую сторону на страшном суде, и не стать «козлищами» отвергнутыми и брошенными на вечные муки. Но и в этих, казалось бы, строгих образах мы находим милосердие Божие к нам, и можем увидеть путь к Богу через добрые дела. Этой неделе предваряет мясопустная суббота, в которую Православная Церковь молится о всех почивших в вере и надежде, особенно о тех, кто по тем или иным причинам не получил надлежащего церковного отпевания. Еще эта суббота называется вселенской родительской субботой. Неделей о страшном суде заканчивается мясоед и начинается сыропустная седмица. Всю неделю запрещено есть мясо, но пока разрешается молоко, яйца, рыба, сыр и масло. Песнопения этой седмицы напоминают нам о грехопадении Адама и Евы и восхваляется воздержание.

    Последняя из подготовительных недель – Прощеное воскресенье (сыропустная неделя). На литургии читается часть Нагорной Проповеди Спасителя (Мф. 6, 14-21), которая указывает нам прощать своим ближним, если хотим получить прощения от Бога в наших согрешениях. Сообразно с этим, в нашей Церкви установился особый чин Прощения, совершающийся после вечернего богослужения. В этом чине священник испрашивает прощения у своей паствы, а благочестивые миряне, в свою очередь, просят прощения у священника и стараются примириться в этот день со всеми своими родными и знакомыми.

    Прощеным воскресеньем заканчивается подготовительный период к Великому Посту. Преподав все возможные средства и сказав необходимые напутственные слова, Церковь подобно военачальнику перед битвой вводит своих воинов на поле брани с самим собой, своими грехами и вредными привычками. Дальнейшее прохождение поприща поста зависит от того, насколько внимательно мы старались прислушаться к её наставлениям в подготовительные недели.

         диакон Владислав Дзюбинский