Русская Православная Церковь

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

г. Москва, ул. Рябиновая, д. 18

Главная  |  Молодежная группа  |  Молодёжная группа начала изучение Основ социальной концепции Церкви
  • 01.10.2014

    Молодёжная группа начала изучение Основ социальной концепции Церкви

    28 сентября молодёжная группа начала изучение Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Изучение происходит в формате докладов членов группы: каждый берёт на себя ту или иную главу, изучает проблематику и затем на встрече, в неформальной обстановке, рассказывает о том, что изучил.

    Начали с главы, посвящённой взаимоотношениям Церкви и государства, а на следующую встречу запланировали побеседовать об отношении Церкви к сопротивлению светским властям, соотношении христианской этики и светского права и взглядах Церкви на семью.

    Стать «первопроходцем» выпало Алексею Слащилину, который рассказал другим членам группы об особенностях взаимоотношений Церкви и государства. Посмотреть на проблему докладчик попытался с точки зрения как Церкви, так и государства: помимо Основ социальной концепции цитировались также Конституция России, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», одно из Постановлений Конституционного Суда России, касающееся темы отношений Церкви и государства.

    Сказанное можно свести к нескольким основным тезисам:

    1) Церковь, основываясь на Священном Писании, считает государство институтом, появившимся значительно позже грехопадения как результат греха, тяги человека к хаосу и разрушению и ослабевания его веры в Бога;

    2) исходя из этого, Церковь всегда учитывает различие её целей и целей государства: если последнее стремится обеспечить земное благополучие людей, то первая существует для спасения их душ в вечности;

    3) исторически существовало несколько моделей взаимодействия Церкви и государства:

    -модель симфонии государства и Церкви, выработанная в Византии после «легализации» святым императором Константином Великим христианства. Выразить эту модель можно словами святого императора Юстиниана, что и делает Церковь в Основах: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, их которых первое… заботится о божественных делах, а второе… руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни»;

    — модель «двух мечей» (папоцезаризма), появившаяся и воплощённая в рамках Римско-католической Церкви, согласно которой вся полнота церковной и светской власти сосредотачивается в руках Римского понтифика. «Верховный Понтифик, Суверен Государства Града Ватикана, обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти» — гласит ст. 1 Основного Закона Государства Града Ватикан. Было также сказано об одном из наиболее актуальных вопросов взаимоотношений Католической и Православной Церквей — о практике заключения Святым Престолом конкордатов — международных договоров с государствами, на территории которых существуют католические общины;

    — модель территориализма (цезарепапизма), характерная для протестантских конфессий, в рамках которой главой национальной церкви становится глава данного государства. В таких государствах (Великобритания, Финляндия) одна из церквей (англиканская в Великобритании, евангелическо-лютеранская в Финляндии) объявляется государственной и получает определённые преференции от государства;

    — модель радикального отделения Церкви от государства, возникшая в США и ныне декларируемая большинством конституций мира;

    4) Церковь смотрит на принцип свободы совести и на идею светского государства как на следствие распадения системы духовных ценностей и потерю устремлённости к спасению большей части общества, однако не встаёт в жёсткую оппозицию к этому принципу, поскольку он препятствует осуществлению Церковью её миссии;

    5) Церковь считает, что формы и способы правления обусловливаются духовным уровнем данного общества, и в связи с этим не признаёт себя сторонницей той или иной формы правления, но уважает исторический выбор общества. Изменение властной формы на более религиозно укоренённую без  одухотворения самого общества Церковь считает губительным лицемерием и ложью.

    6) Церковь стремится к плодотворному взаимодействию с государством в ряде областей, которые она прямо перечисляет в Основах социальной концепции. Вместе с тем, выделяются и области, где Церковь сотрудничать с государством не  может ни в коем случае: политическая борьба; гражданская и агрессивная война; разведывательная и иная деятельность, которая требует сохранения тайны даже на исповеди;

    7) Российское государство декларирует свой светский характер и нейтралитет по отношению к вероисповеданию своих граждан. Соответствующие положения содержатся в основополагающих документах: Конституции России, Федеральном законе «О свободе совести…»; подтверждался этот принцип и Конституционным судом России.