Русская Православная Церковь

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

г. Москва, ул. Рябиновая, д. 18

Главная  |  Без рубрики  |  Чин «Торжество православия»
  • 20.03.2016

    Чин «Торжество православия»

    В 1-ю неделю Великого поста в православных храмах совершается чин «Торжество православия». Этот чин появился у нас в богослужении ещё в VIII веке. История его появления связана с ересью иконоборцев, которая охватила в то время всю Византийскую империю. Император Лев III Исавр запретил почитать иконы Спасителя, Божией Матери и святых угодников. В империи было уничтожено не только множество икон, но также фресок, мозаик и изваяний. Иконоборческий собор, прошедший в 754 году, официально запретил иконопочитание, а новый император Константин V Копроним ещё с большей силой уничтожал иконы и всячески гнал иконопочитателей. Ситуация изменилась только в 787 году, когда благочестивая императрица Ирина, вдова Льва IV Хазара созвала VII Вселенский собор, который восстановил иконопочитание, а постановление Иконоборческого собора признал недействительным. К сожалению, торжество истины длилось недолго. В 813 году воцарился Лев V Армянин, который возобновил иконоборчество и признал заново собор 754 года. Только через 30 лет, в 843 году императрица Феодора созвала новый собор, на котором окончательно эта ересь и была осуждена. Императрица устроила большое торжество по всей империи, которое, как раз, пришлось на первое воскресенье поста. Новый патриарх Константинопольский Мефодий составил чин, в котором провозглашалась вечная память ревнителям иконопочитания, пострадавшим во времена гонения, и анафема еретикам. Этот чин с течением времени часто изменялся и редактировался, сегодня в него помещено не только православное учение об иконопочитании, но и остальные догматы, принятые на всех вселенских соборах. Также, в нём благословляются все отошедшие ко Господу православные христиане и проклинаются, то есть предаются анафеме все, тяжко согрешившие перед Церковью. Важно помнить, что анафема – это не проклятие, а на самом деле всего лишь констатация того факта, что человек сам себя отлучил Церкви как источника благодати.  Анафема может быть снята, если принесено покаяние, и на то есть достаточно оснований. Например, в 1971 году в случае со старообрядцами. Раньше, чин Торжества православия совершался только в кафедральных соборах, но сейчас  он совершается в большинстве приходов Православной Церкви на середине храма перед иконами Спасителя и Богородицы.

    В наше время ереси иконоборчества, как такой не существует, но хорошо бы не забывать, что главная икона – это человек, потому что он создан по образу Божию. От нас зависит, какой будет иметь вид этот образ. Он может быть запятнан грехам, или совсем стёрт нашей безобразной жизнью.  В таком случае, мы ничем не будем отличаться от тех иконоборцев первых веков христианства. А может, если нами будет приложено немного усилий, вновь проявится и заиграет яркими красками благочестивой жизни и любви к ближним. В этом нам может помочь искреннее, приносимое в таинстве исповеди, покаяние и поприще Великого поста.